Маркировка молочной продукции и использование электронных накладных
С 8 июля 2021 г. на территории Республики Беларусь начнет действовать новый механизм маркировки товаров – маркировка товаров средствами идентификации.
Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2021 № 9 (далее – Указ № 243, Указ № 9) предусмотрена маркировка средствами идентификации товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. Так, постановлением Совмина от 22.04.2021 № 230 определяется перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, согласно которому вводится маркировка молочной продукции, классифицируемой кодами единой ТН ВЭД ЕАЭС 0401, 0402, 0403, 0405, 0406, 2105 00, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0:
— с 8 июля 2021 г. – сыров и мороженого;
— с 1 сентября 2021 г. – молочной продукции сроком хранения свыше 40 суток;
— с 1 декабря 2021 г. – молочной продукции сроком хранения до 40 суток (включительно) и т.д.
При этом, необходимость маркировки остатков указанных товаров не предусматривается.
Положением о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденным Указом № 243 (в ред. Указа № 9, далее – Положение), определено что маркировке подлежат товары субъектами хозяйствования, осуществляющими:
— ввоз товаров на территорию Республики Беларусь — за пределами Республики Беларусь либо на территории уполномоченных складов (таможенном складе, складе временного хранения);
— производство товаров на территории Республики Беларусь, — до их реализации, а при транспортировке — до начала их транспортировки, за исключением отдельных товаров.
Таким образом, с 8 июля 2021 г. субъекты хозяйствования, осуществляющие производство и ввоз на территорию Республики Беларусь сыров и мороженого, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 0406, за исключением 0406 10 500, а также 2105 00, обязаны маркировать указанную продукцию средствами идентификации.
Следует обратить внимание, что с 8 июля 2021 г. при ввозе товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на территорию Республики Беларусь при трансграничной торговле (например, из Российской Федерации) товары, включенные в перечень, должны быть промаркированы. При этом Указом № 243 и Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 предусмотрено взаимное признание средств идентификации между государствами-членами Евразийского экономического союза при введении на их территориях маркировки товаров средствами идентификации.
Так, с даты введения в Республике Беларусь маркировки средствами идентификации в отношении молочной продукции и других товаров будут признаваться средства идентификации российского образца, нанесенные на такие товары, и ввезенные с территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения предусмотрено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенные средства идентификации), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов (далее – электронные накладные), в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации. В свою очередь в Российской Федерации маркировка товаров осуществляется только незащищенными средствами идентификации.
Под оборотом товаров понимается ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача товаров, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля.
Учитывая изложенное, субъекты хозяйствования, осуществляющие производство, оптовую или розничную торговлю, импорт товаров, включенных в перечень и маркированных незащищенными средствами идентификации (в том числе ввезенными с территории Российской Федерации), с даты, указанной в перечне, будут обязаны использовать электронные накладные.
Порядок создания, передачи и получения электронных накладных в Республике Беларусь регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных». Так, в частности, указанным постановлением предусматривается, что их создание, передача и получение осуществляется через систему электронного обмена данными на основании соглашений, заключаемых с операторами электронного документооборота (EDI-провайдерами).
Справочно. В настоящее время операторами электронного документооборота (далее – EDI-провайдеры), осуществляющими передачу и получение электронных накладных, являются 6 юридических лиц Республики Беларусь: ООО «Современные технологии торговли», ООО «Электронные документы и накладные», ООО «Информационные производственные архитектуры», РУП «Издательство «Белбланкавыд», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и ООО «Бидмартс».
Информация об аттестованных EDI-провайдерах размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси по адресу https://ids.by/index.php?option=comcontent&view=article&id=226&Itemid=40#ABOUT.
Учитывая изложенное, в целях выполнения требований Указа №243 субъектам хозяйствования, осуществляющим оптовую и розничную торговлю товарами, включенными в перечень, необходимо проработать вопросы с производителями-поставщиками такой продукции на предмет определения необходимости использования электронных накладных в зависимости от выбранного ими способа маркировки (применение незащищенных либо защищенных средств идентификаций).
Одновременно предлагается субъектам хозяйствования-производителям, планирующим использовать незащищенные средства идентификации самостоятельно информировать своих контрагентов относительно вступления с 08.07.2021 в силу требований об обязательном использовании электронных накладных при приобретении продукции, промаркированной незащищенными средствами идентификации, что позволит предотвратить возможные негативные последствия, связанные с организационной и технической неготовностью предприятий торговли к использованию электронных накладных.
Источник: nalog.gov.by