Бухгалтерские услуги в Гродно — ЦПП ЧП "АйТиНИМАКС"

Итоги обсуждения вопросов бухучета отходов производства

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету отходов производства».

Проект подготовлен в целях утверждения и применения в Республике Беларусь единого порядка формирования в бухгалтерском учете информации об отходах производства (в том числе СОЗ-содержащих) при обращении с ними в организациях (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций).

Организатор общественного обсуждения – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 11 по 21 октября 2021 г., а также замечания и предложения можно было направлять организатору обсуждения.

В установленный срок поступило сообщение от трех участников обсуждения.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету отходов производства»

Структурный элемент проекта постановления

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование (в случае не учета)

Редакция (в случае учета)

Предложения и замечания Марии (поступили на сайт 20.10.2021):

Пункты 7.1-7.4 Инструкции по бухгалтерскому учету отходов производства (далее – Инструкция) в проекте постановления

 

Цитата: «1. В проекте постановления отсутствует группа отходов, передаваемых с целью подготовки. Подготовка отходов — выполнение технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования, но не связанных с хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов. Такие отходы невозможно отнести ни к одной из групп, указанных в п.п. 7.1.-7.4. Инструкции»

 

В соответствии с пунктом 22-1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З) подготовка отходов – выполнение технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования, но не связанных с хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.

Таким образом, подготовка отходов осуществляется для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования.

Соответственно, отходы производства, подлежащие передаче на подготовку, подлежат классификации в бухгалтерском учете по группам (подгруппам), указанным в пунктах 7.1-7.4 Инструкции в проекте постановления, исходя из их последующего предназначения и направлений обращения с отходами после их подготовки. При этом в аналитическом учете на балансовых и забалансовых счетах, указанных в главе 2 Инструкции в проекте постановления и предназначенных для учета отходов производства, указанных в пунктах 7.1-7.4 Инструкции в проекте постановления, могут быть выделены соответствующие аналитические счета (аналитические признаки), отражающие, что определенные отходы производства подлежат передаче на подготовку

 

Глава 2 Инструкции в проекте постановления

 

«2. Определить необходимость ведения учета в зависимости от наличия права собственности на отходы (заменить производителя отходов на собственника отходов). У производителя отходов может отсутствовать право собственности на них, причем и с момента образования. Правомерно ли отражать в учете отходы, если право собственности и распоряжения ими у лица отсутствуют? В законодательстве все обязанности по инвентаризации, учету и т. п., кроме разработки нормативов образования отходов, устанавливаются для собственника, а не производителя отходов»

Пунктом 1 и подпунктом 1.1 статьи 3 Закона № 271-З установлено следующее: «1. Право собственности на отходы приобретают:

1.1. производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов; …».

Следовательно, в момент образования отходов производства по общему порядку право собственности на них принадлежит производителю отходов производства.

Согласно пункту 33 статьи 1 Закона № 271-З учет отходов – система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними.

На основании данной нормы Закона № 271-З организация, являющаяся производителем отходов, должна обеспечить непрерывное документальное отражение образующихся отходов производства.

На основании указанных норм Закона № 271-З в главе 2 Инструкции в проекте постановления рассмотрен порядок бухгалтерского учета отходов производства, образующихся в процессе осуществления экономической деятельности в организации, являющейся производителем отходов производства, так как это общий порядок.

В отдельных частных случаях, предусмотренных законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов, право собственности на них не принадлежит организации, являющейся производителем отходов производства, с момента образования отходов. В этом случае методика учета отходов производства выбирается согласно условиям заключенных договоров об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов

 

 
Глава 2 Инструкции в проекте постановления

«3. На сегодняшний день в бухучете отражается движение отходов, подлежащих реализации, как материалов, имеющих ценность и реализуемых с получением прибыли. Отражение в бухучете всех отходов, в том числе передаваемых на захоронение, обезвреживание, приведет к созданию «3. двух параллельных систем учета — бухгалтерского и природоохранного (ПОД-9). Кроме того, внедрение предлагаемой системы бухучета отходов в разы увеличит расход бланков строгой отчетности, временных и трудовых ресурсов на всех этапах бухгалтерского учета (отпуск материалов с бухучета всегда требует оформления ПН, накладных на внутреннее перемещение). Оформление ТТН существенно затратнее по времени, чем оформление сопроводительного паспорта перевозки отходов, а также требует наличия доступа к электронной базе бухгалтерии (программа 1С). Это будет сложно для выполнения при осуществлении многократного ежедневного вывоза отходов и из разных подразделений (например, как организовано на крупных заводах).

Также выполнение Инструкции может осложнить систему сбора отходов, если для правильного учета по линии бухгалтерии при каждом источнике образования отходов необходимо будет создавать отдельное место хранения»

 

Данная норма о необходимости ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах отходов производства, подлежащих безвозмездной передаче для последующего использования третьим лицам, отходов производства, подлежащих обезвреживанию, отходов производства, подлежащих захоронению, отходов производства, подлежащих постоянному хранению, и указанных соответственно в пунктах 7.1.3, 7.2, 7.3, 7.4 Инструкции в проекте постановления, вводится с целью усиления контроля за образованием, сбором, движением отходов производства, в том числе опасных отходов,

предупреждения несанкционированного перевода отходов производства из одной группы в другую, а также отходов производства в отходы потребления, в организации, являющейся производителем отходов производства, так как в книги учета отходов согласно природоохранному законодательству (ПОД-9, ПОД-10) могут вноситься непрослеживаемые изменения, которые возможно будет отследить в рамках предлагаемой методики учета отходов производства, что позволит получить социально-экономический и экологический эффект для минимизации потенциальной опасности причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие вредного воздействия отходов производства.

 

Инструкция в проекте постановления не устанавливает новые требования к документальному оформлению хозяйственных операций с отходами производства. Документальное оформление хозяйственных операций с отходами производства в условиях применения Инструкции в проекте постановления будет осуществляться в соответствии с существующим действующим законодательством.

Инструкция в проекте постановления не устанавливает новые требования к созданию мест хранения отходов

 

 

Структурный элемент проекта постановления не указан

 

«4. Дополнить инструкцию примером бухучета конкретного наименования отхода, например отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения 9120400 (когда организация самостоятельно вывозит отход на полигон для захоронения и когда организация передает отход другому лицу с передачей права собственности для последующего захоронения), для наглядности применения Инструкции» 

Пункт 3 Инструкции в проекте постановления изложить в следующей редакции:

«3. Порядок формирования в бухгалтерском учете информации об отходах производства (в том числе СОЗ-содержащих) при обращении с ними в организациях, установленный в настоящей Инструкции, не распространяется на:

коммунальные отходы;

отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности (код 9120400); …»

Предложения и замечания Дубовца Дениса Леонидовича (поступили на электронную почту 11.10.2021):

Пункты 2, 7.4 Инструкции в проекте постановления

 

Цитата: «В соответствии с законом Республики Беларусь от 20.07.2007 №271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон №271-З), хранение любых видов отходов на территории республики, может осуществляться: – в местах временного хранения отходов; – на объектах хранения отходов.

Вводимое Постановлением понятие «постоянное хранение отходов» и разъясняемое в пп.4 п.7 проекта Инструкции по бухгалтерскому учету отходов производства (далее – Проект Инструкции), полностью соответствует понятию «хранение отходов на объекте хранения отходов».

По личному мнению, введение в Постановление понятия «постоянное хранение отходов» не целесообразно, поскольку в будущем может привести к нарушению единства терминологии в законодательных актах различных отраслей и последующему неправильному трактованию понятия специалистами различных квалификационных категорий и сфер профессиональной деятельности.

Введение понятия «постоянное хранение отходов» также нецелесообразно в связи с оперированием понятия «хранение отходов на объектах хранения отходов» в Налоговом кодексе Республики Беларусь (статьи 251 и 252).

На основании вышеизложенного предлагается, по тесту Проекта Инструкции заменить словосочетание «постоянное хранение отходов» на «хранение отходов, на объектах хранения отходов»

 

В целях распространения действия норм Инструкции в проекте постановления на все отходы производства, подлежащие постоянному хранению, в том числе хранимые с нарушением норм природоохранного законодательства, абзац 7 пункта 2 Инструкции в проекте постановления изложить в следующей редакции:

«постоянное хранение отходов производства – хранение в организации отходов производства на постоянной основе, в том числе на объектах хранения отходов, в отношении которых отсутствует возможность использования, обезвреживания и (или) захоронения на территории Республики Беларусь, до момента их вывоза на обезвреживание и (или) захоронение за пределы территории Республики Беларусь или до момента появления объектов по использованию, обезвреживания и (или) захоронения таких отходов на территории Республики Беларусь»

Пункты 7.1.2, 7.1.3 Инструкции в проекте постановления

 

«2. При изучении Проекта Инструкции, а также терминологии в области бухгалтерского учета, приведенной в действующих нормативно-правовых актах, мне, как специалисту в области охраны окружающей среды, остались неясны различия понятий «отходы производства, подлежащие реализации» и «отходы производства, подлежащие передаче», начавшие фигурировать в пп.1.1 и 1.2 пункта 7 Проекта Инструкции.

Учитывая тот факт, что бремя исполнения проекта Постановления, которое будет введено в действие, ляжет на плечи специалистов в области охраны окружающей среды предприятий, являющихся техническими специалистами, не имеющими должных знаний нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета, с целью пресечения возникновения возможной неоднозначности трактований терминов и последующего нарушения законодательных актов, предлагается ввести в Проект Инструкции термины «отходы производства, подлежащие реализации» и «отходы производства, подлежащие передаче»

 

Поскольку Инструкция в проекте постановления предназначена для использования не только специалистами в области охраны окружающей среды, досконально знающих терминологию Закона № 271-З, а в первую очередь бухгалтерами (иными сотрудниками экономических служб), обозначение такого направления обращения с отходами после их сбора и временного хранения, как «использование отходов производства», в Инструкции в проекте постановления приведено в формате словосочетания «использование (переработка) отходов производства».

 

Инструкция в проекте постановления не устанавливает требования к

наименованию целей отчуждения отходов (для договоров или учетных документов)

 

Пункты 7.1.2, 7.1.3 Инструкции в проекте постановления изложить в следующей редакции:

«7.1.2. отходы производства, подлежащие реализации (возмездной передаче) для последующего использования третьим лицам;

7.1.3. отходы производства, подлежащие безвозмездной передаче для последующего использования третьим лицам»

 

Структурный элемент проекта постановления не указан

 

«3. Законом №271-З предусмотрен следующий исчерпывающий перечень методов обращения с отходами: подготовка, использование, хранение, захоронение, обезвреживание. Для каждого из перечисленных методов обращения, в статье 1 Закона №271-З приведено определение.

Термин «переработка» отходов, фигурирующий в Проекте Инструкции не имеет упоминания в Законе №271-З и иных нормативно-правовых актах в области обращения с отходами. Полагаю, что введение данного термина в последующем приведет к его нежелательному широкому распространению и неправомерному включению в качестве цели отчуждения отходов в договора со сторонними организациями или учетной документации.

Таким образом, предлагается исключить из проекта Постановления понятие «переработка», а словосочетание «переработка отходов», заменить на «использование отходов»»

 

Поскольку Инструкция в проекте постановления предназначена для использования не только специалистами в области охраны окружающей среды, досконально знающих терминологию Закона № 271-З, а в первую очередь бухгалтерами (иными сотрудниками экономических служб), обозначение такого направления обращения с отходами после их сбора и временного хранения, как «использование отходов производства», в Инструкции в проекте постановления приведено в формате словосочетания «использование (переработка) отходов производства».

 

Инструкция в проекте постановления не устанавливает требования к

наименованию целей отчуждения отходов (для договоров или учетных документов)

 

 

Абзацы 11, 12 пункта 3 Инструкции в проекте постановления

 

 

«4. Из пункта 3 Проекта Инструкции, предлагается исключить абзац 11 «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» и абзац 12 «сброс сточных вод».

Данное предложение связано с тем, что законодательными актами в области охраны окружающей среды, дано четкое определение понятиям «отходы», «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» и «сточные воды».

Справочно:

Отходы – вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух – поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 №2-З «Об охране атмосферного воздуха»). Сточные воды – воды, сбрасываемые от жилых, общественных и производственных зданий и сооружений после использования их в хозяйственной и иной деятельности, а также воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, таянии снега, поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, объектов промышленности, строительных площадок и других объектов и сбрасываемые в окружающую среду, в том числе через систему канализации (ст.1 Водного Кодекса Республики Беларусь от 30.04.2014 №149-З). Сопоставление понятий с классификацией отходов по агрегатному состоянию, приведенной в статье 15 Закона №271-З, без труда позволяет отделить отходы от выбросов загрязняющих веществ и сточных вод»

Поскольку Инструкция в проекте постановления предназначена для использования не только специалистами в области охраны окружающей среды, досконально знающих терминологию природоохранного законодательства, а в первую очередь бухгалтерами (иными сотрудниками экономических служб), то для определения объектов учета сотрудниками бухгалтерских (других экономических) служб были специально (дополнительно) исключены отдельные виды объектов учета, на которые не распространяется порядок формирования в бухгалтерском учете информации об отходах производства при обращении с ними в организациях, установленный в Инструкции в проекте постановления, непосредственно в тексте Инструкции в проекте постановления без отсылочных норм к иным актам законодательства

 

 

Пункт 9 Инструкции в проекте постановления

 

«5. В п.9 Проекта Инструкции, предлагается заменить слово «объем» на «количество». Действующими нормативно-правовыми актами не дается определение понятию объем. В тоже время, в соответствии со словарем Ожегова, объем – это величина чего-нибудь в длину, высоту и ширину, измеряемая в кубических единицах. По личному мнению, ведение бухгалтерского учета отходов в единицах объема не целесообразно, ввиду непостоянства данной единицы и ее изменчивости в связи с погодно-климатическими условиями и воздействием внешних сил.

Так, например, в соответствии с законами физики, жидким телам свойственно изменять свой объем при изменении температуры в следствии расширения (при увеличении температуры объем жидкости увеличивается, а при понижении уменьшается). В данной связи, объем жидких отходов, измеренный в период проведения инвентаризации (по проекту Положения – не ранее 1 ноября каждого года), приходящийся на период низких температур, будет не совпадать с объемом той же массы жидких отходов, измеренной в июле (период высоких температур).

В тоже время, объем любого тела изменяется в следствии воздействия на это тело сдавливающих сил. Так, например, объем отхода «ПЭТ-бутылки» будет существенно выше (в два-три раза) объема той же массы того же отхода, подвергнутого прессованию на гидравлическом прессе.

Замена термина «объем» отходов на их «количество», связано также с приведением к соответствию единиц измерения применяемых в учетной документации в области охраны окружающей среды с документацией в области бухгалтерского учета и возможности их сопоставления для контроля соответствия данных, приведенных в учетных документах разных законодательных областей»

 

 

Пункт 9 Инструкции в проекте постановления изложить в следующей редакции:

«9. Количество образовавшихся отходов производства определенного вида в натуральных показателях определяется на основании фактического количества отходов производства данного вида, определяемого методом подсчета, методом взвешивания, методом замера, расчетным методом или другим методом»

 

Пункт 9 Инструкции в проекте постановления

 

«6. В соответствии с абзацем 2 п.7 указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-Отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» (далее – 1-Отходы), утвержденной Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.10.2018 №103, при заполнении государственной статистической отчетности 1-Отходы, данные о количестве термометров ртутных использованных или испорченных, ртутных термометров отработанных, люминесцентных трубок отработанных и ртутных ламп отработанных, компактных люминесцентных ламп (энергосберегающих) отработанных, дифманометров, содержащих ртуть, игнитронов отражаются в штуках.

Для возможности внесения требуемой информации в государственную статистическую отчетность, субъектами хозяйствования проводится работа по организации ведения учета отходов в требуемых единицах измерения в внутриорганизационных инструкциях по обращению с отходами производства, приводится к соответствию учетная документация.

На основании вышеизложенного считаю, что с целью приведения к соответствию единиц измерения, применяемых в учетной документации в области охраны окружающей среды с документацией в области бухгалтерского учета и возможности их сопоставления, а также целью пресечения возникновения столкновения интересов специалистов в области бухгалтерского учета и специалистов в области охраны окружающей среды в части ведения учета отходов в различных единицах, предлагается ввести в п.9 Проекта инструкции фразу: «Данные о количестве термометров ртутных использованных или испорченных, ртутных термометров отработанных, люминесцентных трубок отработанных и ртутных ламп отработанных, компактных люминесцентных ламп (энергосберегающих) отработанных, дифманометров, содержащих ртуть, игнитронов отражаются в штуках»

 

Инструкция в проекте постановления не определяет закрытый (исчерпывающий) перечень используемых единиц измерения для выражения количества отходов производства в натуральных показателях. Поэтому выбор единицы измерения для выражения количества отходов производства в натуральных показателях, как и других объектов бухгалтерского учета (например, материалов, готовой продукции и др.), осуществляется организацией самостоятельно на основании профессионального суждения должностных лиц организации с учетом норм действующего законодательства, вида образующихся отходов производства и других факторов

 

 

Структурный элемент проекта постановления не указан

 

«Как было указано ранее, Законом №271-З предусмотрен исчерпывающий перечень методов обращения с отходами: подготовка, использование, хранение, захоронение, обезвреживание.

Учитывая во внимание тот факт, что отчуждение отходов третьим лицам может быть связано с подготовкой, предлагается ввести в текст Проекта Инструкции пункт, устанавливающий порядок отражения доходов (расходов) на реализацию (передачу) отходов третьим лицам с целью подготовки отходов, относящихся к вторичным материальным ресурсам, а также отходов подлежащих обезвреживанию, хранению и захоронению

 

В соответствии с пунктом 22-1 статьи 1 Закона № 271-З подготовка отходов – выполнение технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования, но не связанных с хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.

Таким образом, подготовка отходов осуществляется для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования.

Соответственно, отходы производства, подлежащие передаче на подготовку, подлежат классификации в бухгалтерском учете по группам (подгруппам), указанным в пунктах 7.1-7.4 Инструкции в проекте постановления, исходя из их последующего предназначения и направлений обращения с отходами после их подготовки. При этом в аналитическом учете на балансовых и забалансовых счетах, указанных в главе 2 Инструкции в проекте постановления и предназначенных для учета отходов производства, указанных в пунктах 7.1-7.4 Инструкции в проекте постановления, могут быть выделены соответствующие аналитические счета (аналитические признаки), отражающие, что определенные отходы производства подлежат передаче на подготовку.

Соответственно, порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций с отходами производства, подлежащими передаче на подготовку, изложен в главе 2 Инструкции в проекте постановления.

 

 

 

Пункт 7.4 Инструкции в проекте постановления

 

«К одной из групп отходов производства, относящихся к стойким органических загрязнителям в соответствии с Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, относятся отходы, содержащие полихлорированные бифенилы (ПХБ). В тоже время в пп.4 п.7 Проекта Инструкции, отходы, содержащие ПХБ, ошибочно выделены отдельно от СОЗ. На основании вышеизложенного предлагаю в пп.4 п.7 Проекта Инструкции заменить пример «отходы производства, содержание полихлорированные бифенилы», указав другой вид отхода, относящегося к отходам, подлежащим «постоянному» хранению (например: Кислота серная (код отхода 5210201)» 

Пункт 7.4 Инструкции в проекте постановления изложить в следующей редакции:

«7.4. отходы производства, подлежащие постоянному хранению, не являющиеся вторичными материальными ресурсами на момент их отражения в бухгалтерском учете в соответствии с Законом № 271-З. Отходами производства, подлежащими постоянному хранению, являются отходы производства, в отношении которых не имеется возможность использования, обезвреживания и (или) захоронения на территории Республики Беларусь (например, СОЗ-содержащие отходы производства, в том числе отходы, содержащие полихлорированные бифенилы, и др.)»

Предложения и замечания ООО «ЮрСпектр» (поступили по СМДО 21.10.2021):

 

 

Глава 8 Инструкции в проекте постановления

 

Цитата: «Вопрос по инвентаризации отходов

Проектом Инструкции по бухучету отходов предлагается провести инвентаризацию всех отходов на 01.01.2022. Кроме того, проектом предложено все отходы включить в объект бухучета. А это означает, что все отходы попадут под обязанность инвентаризировать их в соответствии с порядком, установленным Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утв. Постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (п.6З проекта Инструкции).

Инструкция N 180 устанавливает сроки проведения инвентаризации, порядок ее проведения и составления документов по ее итогам (инвентаризационные описи, сличительные ведомости и пр.). Единственно п. 64 проекта Инструкции по бухучету отходов оговорена иная периодичность проведения инвентаризации отходов по сравнению с установленной в Инструкции N 180: по учитываемым на балансе отходам – раз в год, по учитываемым за балансом – раз в 5 лет. Однако все иные нормы Инструкции

N 180, к примеру, в части того же документального оформления инвентаризации, организации процесса и работы комиссии будут распространятся и на инвентаризацию любых отходов.

Но в то же время в части инвентаризации отходов сейчас действует Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утв. Постановлением Минприроды от 29.02.2008 № 17. В частности, Инструкцией

 17 предусмотрен порядок инвентаризации отходов и организации работы специальной комиссии, документальное оформление инвентаризации. Инвентаризация отходов проводится не реже одного раза в 5 лет, плюс внеплановые инвентаризации в строго определенных случаях (появление новых отходов, изменение технологии производства и т.д.). На этапе инвентаризационного обследования составляются документы по приложениям 1 и 2 к Инструкции N217 (источники образования отходов и сведения о количестве образующихся отходов). Результаты инвентаризации оформляются специальным актом согласно приложению З к Инструкции № 17. Полученных в ходе инвентаризации по Инструкции №17 данные применяются для разработки инструкции по обращению с отходами, подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения, установлении лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства, утверждении нормативов образования отходов производств и т.д.

Возникает вопрос: не является ли излишним, избыточным введение еще одной, т.е. дополнительной инвентаризации помимо той, что уже сейчас предусмотрена законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекту хозяйствования придется выполнять требования сразу двух НПА, поскольку в проекте оговорок по этому вопросу нет. По нашему мнению, это будет ухудшать положения субъектов хозяйствования, поскольку им придется проводить инвентаризацию по двум НПА в разные периоды и составлять при этом разные документы (в одном случае — по Инструкции 180, в другом — по основаниям и документам по Инструкции №17)»

 

Изложенный в главе 8 порядок инвентаризации отходов производства и отражения ее результатов в бухгалтерском учете не является избыточным, полностью соответствует действующим нормам законодательства по инвентаризации отходов производства в области бухгалтерского учета и в области охраны окружающей среды.

Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь действуют нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы инвентаризации отходов производства в разных областях (для разных целей):

— в области (для целей) охраны окружающей среды и обеспечения экологических требований;

— в области (для целей) подтверждения данных бухгалтерского учета, когда отходы производства в соответствии с нормами законодательства в области бухгалтерского учета признаются активами организации.

Для целей охраны окружающей среды и обеспечения экологических требований инвентаризация отходов производства регулируется в следующем порядке:

В пункте 2 статьи 35 Закона № 271-З установлено, что инвентаризация отходов производства проводится не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Непосредственный порядок инвентаризации отходов производства установлен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства» (далее – постановление № 17).

В пункте 18 постановления № 17 указано, что результаты инвентаризации применяются при:

— разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов;

— подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения;

— установлении лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства;

— утверждении нормативов образования отходов производства;

— ведении государственной статистической отчетности об обращении с отходами производства.

В пункте 13 постановления № 17 определено, что на этапе инвентаризационного обследования производится:

— обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений организации;

— обозначение источников образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации;

— определение наименований образующихся отходов производства и их кодов в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 3-Т, по источникам их образования;

— проведение взвешиваний (замеров) количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;

— расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;

— определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами;

— оформление полученных сведений по формам согласно приложениям 1 и 2.

Следовательно, пункт 13 постановления № 17 не предусматривает проверку фактического количества хранящихся в организации отходов производства на дату проведения инвентаризации, что необходимо для целей подтверждения учетных данных об отходах производства в бухгалтерском учете.

Таким образом, Закон № 271-З и постановление № 17 определяют порядок инвентаризации отходов производства для целей охраны окружающей среды и обеспечения экологических требований.

Закон № 271-З и постановление № 17 не определяют порядок инвентаризации отходов производства для целей подтверждения учетных данных об отходах производства в бухгалтерском учете.

 

Для целей подтверждения данных бухгалтерского учета, когда отходы производства в соответствии с нормами законодательства в области бухгалтерского учета признаются активами организации, их инвентаризация регулируется в следующем порядке:

Часть отходов производства в настоящее время с точки зрения бухгалтерского учета является активами (например, отходы с кодом 1870601, 1870605, 3511008, 3511102, 3530405 и др.) и приходуется в соответствии с законодательством в области бухгалтерского учета (Законом Республики Беларусь от 12.06.2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З), постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 г. № 133 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов и их отдельных структурных элементов», постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее – постановление № 50) и др.) на счет 10 «Материалы». И, соответственно, для целей бухгалтерского учета данные отходы производства подлежат инвентаризации как активы.

Пунктом 2 главы 1 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 г. № 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – Инструкция № 180) определено, что к инвентаризируемым активам относятся:

— внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в том числе незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы);

— оборотные активы (запасы и затраты (в том числе сырье, материалы (покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации) и другие активы, животные на выращивании и откорме (в том числе молодняк животных), незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию, готовая продукция и товары для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства), товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты) и др.».

Следовательно, к инвентаризируемым активам относятся отходы производства, которые в настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь предназначены для использования в организации или для реализации третьим лицам, т.е. способны принести организации экономические выгоды, и учитываются на счете 10 «Материалы».

К порядку проведения инвентаризации указанных в предыдущем абзаце видов отходов производства, порядку оформления результатов инвентаризации отходов производства и отражения их в бухгалтерском учете применяются нормы Инструкции № 180.

В пункте 4 главы 1 Инструкции № 180 указано, что инвентаризация активов и обязательств проводится обязательно в случаях, установленных Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

В соответствии пунктом 2 статьи 13 Закона № 57-3 проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

— при реорганизации или ликвидации организации;

— перед составлением годовой отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

— при возникновении чрезвычайных ситуаций;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Из данной нормы Закона № 57-З следует, что инвентаризация отходов производства, являющихся с точки зрения законодательства в области бухгалтерского учета активами, должна производиться как минимум 1 раз в год перед составлением годовой отчетности.

 

Таким образом, Инструкция № 180 и постановление № 17 регламентируют порядок проведения инвентаризации отходов производства абсолютно для разных целей: Инструкция № 180 – для подтверждения данных об отходах производства в бухгалтерском учете, постановление № 17 – для обеспечения соблюдения установленного законодательством порядка по обращению с отходами производства.

На основании отмеченного, в пункте 64.1 в Инструкции в проекте постановления указано, что в организации, являющейся производителем отходов производства, инвентаризация:

1) отходов производства, указанных в пунктах 7.1.1 и 7.1.2 Инструкции в проекте постановления, т.е. отходов производства, являющихся с точки зрения законодательства в области бухгалтерского учета активами, проводится не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию отходов производства – не ранее 1 ноября. Это позволяет обеспечить соблюдение норм действующего законодательства Республики Беларусь в области бухгалтерского учета и проведения инвентаризации активов для целей подтверждения данных бухгалтерского учета, когда отходы производства в соответствии с нормами законодательства в области бухгалтерского учета признаются активами организации;

2) отходов производства, указанных в пунктах 7.1.3, 7.2, 7.3, 7.4 Инструкции в проекте постановления, не являющихся активами с точки зрения законодательства в области бухгалтерского учета, однако становящимися объектами бухгалтерского учета и подлежащими отражению на забалансовых счетах согласно Инструкции в проекте постановления, проводится не реже одного раза в пять лет в сроки, определяемые организацией.

Периодичность проведения инвентаризации данных отходов производства для целей бухгалтерского учета соответствует периодичности проведения их инвентаризации для целей охраны окружающей среды.

Инвентаризация отходов производства, указанных в пунктах 7.1.3, 7.2, 7.3, 7.4 Инструкции в проекте постановления, для целей подтверждения данных бухгалтерского учета и для целей охраны окружающей среды может проводиться организацией одновременно, что не повлечет существенного роста трудозатрат и временных затрат.

Документальное оформление результатов инвентаризации отходов производства, проводимой:

— для соблюдения норм действующего законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и обеспечения экологических требований осуществляется согласно постановлению № 17;

— для подтверждения данных об отходах производства в бухгалтерском учете – согласно Инструкции № 180

 

 

Структурный элемент проекта постановления не указан

 

 

«Вопрос относительно учета отходов в микроорганизациях

В п. 1 проекта Инструкции по бухучету отходов указано, что проект определяет порядок формирования в бухучете информации об отходах производства во всех организациях, за исключением Нацбанка, банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитнофинансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций, вне зависимости от численности их работников.

В то же время законодательством по обращению с отходами для микроорганизаций установлены специальные упрощения в части общих природоохранных требований. В частности, им не нужно вести учет отходов и проводить их инвентаризацию, разрабатывать и соблюдать инструкции по обращению с отходами, разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов, назначать лиц, ответственных за обращение с отходами (абз. 12, 14, 15, 17 п. 2 общих природоохранных требований, утв.

Декретом от 23.11.2017 № 7, подстрочное примечание <1> к п. 2 данных требований, п. 2 ст. 17 Закона от 20.07.2007 N 271-3).

Справочно

Микроорганизация — это зарегистрированная в Беларуси коммерческая организация, средняя численность работников которой за календарный год не превышает 15 человек (абз. З ч. п. Указа N 255).

По нашему мнению, предлагаемый к рассмотрению проект Инструкции ухудшает положение микроорганизаций, накладывая на них дополнительные требования в части ведения учета отходов, от которого они освобождены по Декрету №27»

 

 

Пункт 2 проекта постановления изложить в следующей редакции:

«2. Установить, что организации (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций, микроорганизаций) по состоянию на 1 января 2022 г. …»

Пункт 1 Инструкции в проекте постановления изложить в следующей редакции:

«1. Настоящая Инструкция определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации об отходах производства (в том числе СОЗ-содержащих) при обращении с ними в организациях (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций, микроорганизаций) (далее – организации)»

 

Пункты 2, 10, 11 Инструкции в проекте постановления

 

«Вопрос к п. 2, 10 и 11 проекта Инструкции относительно оценки отходов

В п. 10 и 11 проекта Инструкции по отходам прописан порядок принятия на учет отходов, которые могут быть использованы их производителем или реализованы третьим лицам для последующего использования, т.е. тех, что признаются активами организации.

Однако и в настоящее время имеется такой порядок. Он зафиксирован в Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. Постановлением Минфина от 12.11.2010 N 133. Исходя из норм указанной инструкции такие отходы (их называют еще возвратные отходы производства) признаются запасами для целей бухучета. Они приходуются на счет 10-6 <<Прочие материалы» и кредиту того счета учета затрат, в дебет которого ранее была списана стоимость сырья, послужившего источником образования возвратных отходов, или доходов (п. 2, 45 Инструкции N 133; абз. 7 ч. 2, ч. 9, 17 п. 16 Инструкции N 50).

Справочно

Возвратные отходы — активы, исходный материал которых полностью или частично утратил химические и физические свойства, но которые можно использовать или для производства продукции с повышенными затратами (пониженным выходом продукции), или не по прямому назначению (подп. 27.1.1.7 п. 27 Методических рекомендаций N 27)

Оцениваются в бухучете такие отходы в зависимости от дальнейших действий: либо по цене чистой реализации — в случае продажи, либо по цене возможного использования — в случае использования в производстве. При этом согласно ч. 1. п. 20 Инструкции N2 133 чистая стоимость реализации определяется по каждой единице запасов или по группе запасов путем вычитания из ожидаемой цены реализации ожидаемых расходов на завершение производства и (или) реализацию. Цена возможного использования материалов может быть определена исходя из стоимости аналогичных материалов, числящихся в бухгалтерском учете

организации, с учетом степени пригодности к эксплуатации (ч. З п. 32 Инструкции № 133).

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в отношении отходов производства, признаваемых активами для целей бухучета в качестве запасов, порядок их бухгалтерского учета и их стоимостной оценки на сегодня уже определен и применяется всеми субъектами хозяйствования (Инструкция №133). Это касается отходов, которые можно продать за деньги (например, макулатура, металлолом и т.п.) или отходов, которые можно использовать дальше в производстве. Возникает вопрос, не является ли излишним установление порядка бухучета еще одним НПА.

Кроме того, полагаем, между нормами Инструкции №133 и Проекта Инструкции по бухучету отходов есть некоторая несогласованность в части оценки отходов, используемых в деятельности организации.

На основании пункта 10 Проекта Инструкции отходы производства, указанные в пункте 7.1.1, организацией, являющейся их производителем, принимаются к бухучету по счету 10 «Материалы» по первоначальной стоимости, т.е. по стоимости возможного использования.

Одновременно в пункте 2 Проекта Инструкции указано, что «цена возможного использования отходов производства цена за одну натуральную единицу измерения отходов производства определенного вида, определяемая и устанавливаемая организацией, являющейся производителем отходов производства, на основании экономически обоснованных расчетов».

Поэтому возникает вопрос: что в Проекте Инструкции по бухучету отходов понимается под «экономически обоснованными расчетами» для определения стоимости отходов, каким образом их делать и нужно ли как-то оформлять, подтверждать. Поскольку в действующей в настоящее время Инструкции 133 при определении цены возможного использования в основе лежит стоимость аналогичных активов»

 

 

Абзац 12 пункта 2 Инструкции в проекте постановления изложить в следующей редакции:

«цена возможного использования отходов производства – цена за одну натуральную единицу измерения отходов производства определенного вида, определяемая и устанавливаемая организацией, являющейся производителем отходов производства, исходя из стоимости аналогичных материалов, числящихся в бухгалтерском учете организации, с учетом степени пригодности к эксплуатации (использованию), а в случае отсутствия аналогичных материалов, числящихся в бухгалтерском учете организации, – на основании экономически обоснованных расчетов»

 

Пункт 12 Инструкции в проекте постановления

 

Вопрос относительного забалансового учета отходов

Как указано в пункте 12 проекта Инструкции по бухучету отходов отходы производства, указанные в пунктах 7.1.3, 7.2, 7.3, 7.4, не отвечают содержанию актива, установленному Законом Республики Беларусь 12 июля 2013 г. № 57-3 бухгалтерском учете и отчетности».

Так, по Закону о бухучете активом является имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод (абз.2 ст. Закона №57-3).

В данном случае от отходов, перечисленных в п. 7.1.3, 7.2, 7.3, 7.4, не ожидается получения экономических выгод. Соответственно, они не являются активом и объектом бухгалтерского учета. В связи с этим предлагается организовать их забалансовый учет для целей обеспечения контроля за их образованием, сбором и движением в организации, являющейся производителем отходов производства (ч.2 п. 12 Проекта Инструкции).

В то же время задача сохранности отходов и контроля за их движением регулируется нормами НПА в области обращения с отходами производства через инструмент учета отходов. Для этих целей предусмотрено ведение книг учета отходов формы ПОД-9 и книги общего учета отходов формы ПОД-10. Названные формы, а также порядок их заполнения рекомендованы ТКП 17.02-12-2014 (02120), утв. постановлением Минприроды от 03.03.2014 N 2-Т.

Помимо этого организации разрабатывают и согласовывают с Минприроды инструкцию по обращению с отходами, в которой есть отдельный раздел «Учет отходов производства». Рассматриваемый раздел должен содержать сведения о порядке ведения учета отходов, порядке проведения их инвентаризации и порядке сбора данных для представления госстатотчетности в области обращения с отходами производства 1-отходы (Минприроды) (п. 12 Инструкции N 45). В частности, в нем указывают порядок ведения учета отходов производства в местах их образования (поступления); количество книг учета отходов; места ведения книг учета отходов; способы определения фактического количества отходов (взвешивание, замер, расчетный метод и т.д.). Назначают ответственных за отходы (экологическая служба или ответственный за экологию).

Таким образом, по нашему мнению, вопрос контроля за отходами производства решается через законодательство по обращению с отходами, которое обязательно для применения. Дополнительное отражение движения отходов по всем наименованиям и кодам на забалансовых счетах эту проблему не решит, поскольку на забалансовые счета попадет та же информация, которая будет содержаться в книгах учета отходов ПОД-9 и ПОД 10. Другого источника информации у бухгалтера не будет. При этом ведение забалансового учета отходов может быть довольно объемным и трудоемким

 

Данная норма о необходимости ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах отходов производства, подлежащих безвозмездной передаче для последующего использования третьим лицам, отходов производства, подлежащих обезвреживанию, отходов производства, подлежащих захоронению, отходов производства, подлежащих постоянному хранению, и указанных соответственно в пунктах 7.1.3, 7.2, 7.3, 7.4 Инструкции в проекте постановления, вводится с целью усиления контроля за образованием, сбором, движением отходов производства,

предупреждения несанкционированного перевода отходов производства из одной группы в другую, а также отходов производства в отходы потребления, в организации, являющейся производителем отходов производства, так как в книги учета отходов согласно природоохранного законодательства (ПОД-9, ПОД-10) могут вноситься непрослеживаемые изменения, которые возможно будет отследить в рамках предлагаемой методики учета отходов производства, что позволит получить социально-экономический и экологический эффект для минимизации потенциальной опасности причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие вредного воздействия отходов производства

 

Пункт 17, абзац 2 пункта 20, абзац 2 пункта 21, абзац 2 пункта 22 Инструкции в проекте постановления

 

Вопрос относительного документального оформления отходов, учитываемых на забалансовом счете

Пункт 17 проекта Инструкции по бухучету отходов гласит, что «Документальное оформление хозяйственных операций по оприходованию отходов производства, указанных в пункте 7 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии с законодательством.

Первичные учетные документы, оформляющие оприходование отходов производства, составляются при совершении хозяйственной операции, при осуществлении которой образовались отходы производства, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения».

Аналогичные положения установлены в ч. 2 п. 20, ч. 2 п. 21, ч. 2 п. 22 проекта Инструкции.

Поэтому возникает вопрос о документальном оформлении движения отходов, учет которых предлагается вести на забалансовом счете. Активами такие отходы не являются исходя из требований Закона о бухучете (это указано и в проекте Инструкции), а первичными учетными документами оформляют только хозоперации (п. 1 ст. 10 Закона о бухучете). Под хозоперацией в свою очередь понимается действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов (абз. 24 ст. 1 Закона о бухучете). Однако движение подобного рода отходов не приводит к изменению активов.

Иными словами, их движение не является хозоперацией в определении, данном Законом о бухучете. А как известно, все подзаконные акты в сфере бухучета должны приниматься в соответствии с принципами, изложенными в Законе о бухучете, и не противоречить им (ст. 3 и 4 Закона о бухучете № 57-З).

Кроме того, одним из обязательных реквизитов ПУД является стоимостная оценка хозоперации, но исходя из определения актива, приведенного в Законе о бухучет, отходы, не являющиеся активами, не приносят выгоды, и соответственно не могут оцениваться. В проекте Инструкции указано о присвоении стоимости таким отходам (по нашему мнению, такая стоимость не является реальной и не соответствует действительности) или же проставлении стоимости 0.

В этой связи не совсем понятно, как нужно будет правильно документально оформлять операции с отходами, подлежащими забалансовому учету, и будут ли такие документы признаваться ПУД с учетом вышесказанного

 

Отходы производства, подлежащие безвозмездной передаче для последующего использования третьим лицам, отходы производства, подлежащие обезвреживанию, отходы производства, подлежащие захоронению, отходы производства, подлежащие постоянному хранению, и указанные соответственно в пунктах 7.1.3, 7.2, 7.3, 7.4 Инструкции в проекте постановления, не отвечают содержанию актива, установленному Законом № 57-З, о чем указано в абзаце 1 пункта 12 Инструкции в проекте постановления.

Вместе с тем, отходы производства, указанные в пунктах 7.1.3, 7.2, 7.3, 7.4 Инструкции в проекте постановления, образуются в результате хозяйственных операций организации, приводящих к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, ликвидация основных средств и др.) (в процессе этих хозяйственных операций). Указанные хозяйственные операции подлежат оформлению первичными учетными документами.

Соответственно, для обеспечения единообразия отражения операций на счетах бухгалтерского учета, в том числе с отходами производства всех видов, образующихся в процессе совершения хозяйственных операций, операции, отражающие движение отходов производства (оприходование, перемещение, выбытие и др.), должны оформляться первичными учетными документами, в том числе и на забалансовых счетах.

Это соответствует действующему нормативно-правовому регулированию и практике отражения хозяйственных операций на забалансовых счетах. Так в соответствии с главой 10 постановления № 50 учет многих видов ценностей, которые для организации, учитывающей их на забалансовых счетах, не являются активами, организуется на основании первичных учетных документов

 

 

Структурный элемент проекта постановления не указан

 

Вопрос о применении норм проекта Инструкции к отдельным видам отходов

После изучения проекта Инструкции остается не совсем понятен вопрос организации забалансового учета ряда отходов производства. Возьмем, допустим, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400).

В какой момент данные отходы должны быть поставлены на забалансовый учет и что будет в их отношении хозоперацией исходя из предлагаемого проектом Инструкции порядка? Так, отходы нужно приходовать ежедневно по мере опустошения отдельных мусорок уборщиком; по мере помещения мусора в контейнеры или по мере того, как контейнеры вывозят на захоронение. Или возможно есть еще какие-то варианты? Какие ПУД и как часто будет верно составить в таком случае, как определить объем таких отходов и их вес, какое количество хозопераций исходя из проекта Инструкции предлагается для отражения в учете бухгалтерам ежемесячно по данному виду отходов

 

 

Пункт 3 Инструкции в проекте постановления изложить в следующей редакции:

«3. Порядок формирования в бухгалтерском учете информации об отходах производства (в том числе СОЗ-содержащих) при обращении с ними в организациях, установленный в настоящей Инструкции, не распространяется на:

коммунальные отходы;

отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности (код 9120400); …»

 

Пункт 19 Инструкции в проекте постановления

 

Вопрос к п. 19 проекта Инструкции относительно реализации отходов

В части 6 п. 19 проекта Инструкции указано: «По некоторым видам

отходов производства, подлежащим реализации третьим лицам и классифицируемым по сортам, классам, содержанию полезного вещества и другим признакам, (например, лом черных металлов, лом цветных металлов и др.) наименование, код и фактический вес отходов, указанные в первичных учетных документах организации, являющейся покупателем данных отходов производства, может не совпадать с наименованием, кодом и фактическим весом отходов производства, указанными в первичных учетных документах организации, являющейся производителем отходов производства и реализующей отходы производства. В этом случае стоимость реализованных отходов производства отражается на основании первичных учетных документов организации, являющейся производителем отходов производства и реализующей отходы производства».

Однако это противоречит прописанному в настоящее время в письме госорганов порядку: Письмо Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18.08.2017 N 5-1-68/438/15-117/307/2-1-9/01513. Исходя из разъяснений, содержащихся в Письме, в настоящее время при сдаче металлолома ломосдатчики (производители отходов) отражают доходы (стоимость реализованных отходов) на основании документов, полученных от покупателя отходов (т.е. по стоимости и количеству, указанному ломополучателем). Это применяется сейчас и в части налогового учета этих операций

 

 

Абзац 6 пункта 19 Инструкции в проекте постановления изложить в следующей редакции:

«По некоторым видам отходов производства, подлежащим реализации третьим лицам и классифицируемым по сортам, классам, содержанию полезного вещества и другим признакам, (например, лом черных металлов, лом цветных металлов и др.) наименование, код и фактический вес отходов производства, указанные в первичных учетных документах организации, являющейся покупателем данных отходов производства, может не совпадать с наименованием, кодом и фактическим весом отходов производства, указанными в первичных учетных документах организации, являющейся производителем этих отходов и реализующей их. В этом случае стоимость реализованных отходов производства, по которой они учитывались в организации, являющейся их производителем, отражается при формировании расходов, связанных с реализацией отходов производства, на основании первичных учетных документов организации, являющейся производителем данных отходов производства и реализующей их»

 

Структурный элемент проекта постановления не указан

 

Иностранный опыт контроля за отходами производства

В обосновании необходимости принятия Проекта Инструкции одним из пунктов указано на отсутствие результатов анализа актов законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения.

По данному вопросу отметим следующее. После изучения законодательства РФ выяснилось, что действительно отсутствуют отдельные НПА в части бухучета отходов. Это объясняется тем, что в основе лежат общие принципы бухучета: учету подлежит имущество, признаваемое активами. Это международный стандарт бухучета. Соответственно отходы, которые можно продать или как-то использовать у себя, учитываются на счете 10 (в РФ аналогично как в нашем законодательстве, используют «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы»). Остальные отходы не учитываются в бухучете, поскольку не являются активами.

Отметим также, термин «бухгалтерский учет» не тождественен понятию «учет отходов». Так, бухгалтерский учет – это система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности (абз. 4 ст. 1 Закона от 12.07.2013 N 57-3). Под учетом отходов понимают систему непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними (п. 33 ст. 1 Закона от 20.07.2007 N 271-3).

В РФ есть отдельный НПА в части учета (а не бухучета) отходов, принятый ответственным госорганом — Порядок учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028.

Возможно, и в нашем случае, приняв во внимание опыт Российской Федерации, предпочтительнее на основании подп. 1.16 п. 1 ст. 8 Закона N 271-3 разработать НПА, определяющий правила учета отходов. В нем можно зафиксировать обязательный к применению порядок, урегулировать узкие и проблемные вопросы исходя из сложившейся практики. Ведь в нашем законодательстве учет отходов в настоящее время регулируется ТКП 17.0212-2014 (02120) (утв. постановлением Минприроды от 03.03.2014 N 2-Т), а они только рекомендованы к применению

В настоящее время в Республике Беларусь создана и функционирует национальная система учета отходов производства в области (для целей) охраны окружающей среды и обеспечения экологических требований

(система оперативного экологического учета отходов производства).

Проектом постановления не ставилась цель изменения действующего порядка учета отходов производства в области (для целей) охраны окружающей среды и обеспечения экологических требований.

Целью проекта постановления является создание в Республике Беларусь единой унифицированной системы бухгалтерского учета отходов производства

 

 

Источник: pravo.by