Бухгалтерские услуги в Гродно — ЦПП ЧП "АйТиНИМАКС"

Об использовании кассового оборудования

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 ноября 2021 г. № 647/11 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 647/11) принято в целях реализации необходимых мер по наведению порядка на рынках республики, улучшения условий проведения безналичных расчетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с покупателями (потребителями) за реализуемые товары (работы, услуги), а также совершенствования условий применения программных касс. Так, в частности, постановлением № 647/11 предусматривается.

  1. В целях обеспечения надлежащего контроля за отражением получаемой субъектами хозяйствования выручки вводится обязанность использования кассового оборудования при приеме денежных средств при продаже продовольственных товаров на торговых местах на рынках и ярмарках, путём исключения подпункта 35.4 пункта 35 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее – Положение № 924/16, постановление
    № 924/16), из перечня случаев, когда субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.

Указанная норма вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования постановления № 647/11 – с 18.05.2022.

Учитывая вносимые постановлением № 647/11 изменения, обращаем внимание, что для обеспечения требований законодательства по использованию кассового оборудования субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно:

приобрести кассовые суммирующие аппараты (далее – кассовые аппараты) либо программные кассы;

заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»
(далее – РУП ИИЦ) гражданско-правовой договор на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО).

Справочно. Информация о моделях кассовых аппаратов, разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь, содержится в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.

Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте РУП ИИЦ (info-justify.by).

Перед обращением в РУП ИИЦ субъектам хозяйствования:

намеревающимся использовать кассовый аппарат необходимо заключить договор с центром технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата;

намеревающимся использовать программную кассу необходимо заключить договор с оператором программной кассовой системы.

Кроме того, индивидуальным предпринимателям, не имеющим текущего (расчетного) счета в банке, у которых возникнет обязанность использования кассового оборудования, необходимо будет открыть такой счет в соответствии с требованиями пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь».

  1. В целях дальнейшего развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов, предоставления возможности использования дополнительных способов осуществления таких расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), как альтернативы установки и использования платежных терминалов, в подпункт 2.10 пункта 2 постановления № 924/16 постановлением № 647/11 внесено изменение, вступающее в силу с 18.11.2021, позволяющее юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности, согласно приложению 11 к постановлению № 924/16, для обеспечения расчетов в безналичной форме предоставлять услугу инициирования платежа с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, позволяющих в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, без установки и использования платежного терминала.

Справочно. В настоящее время в Республике Беларусь рядом банков уже внедрены в эксплуатацию мобильные платежные сервисы (мобильные приложения, устанавливаемые на мобильные устройства) для оплаты товаров (работ, услуг). Использование такого механизма имеет преимущества по сравнению с организацией расчетов при использовании банковских платежных карточек, поскольку стоимость инфраструктуры для осуществления платежей с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений может быть существенно ниже по сравнению с инфраструктурой для оплаты при использовании банковских платежных карточек.

  1. В целях оптимизации условий проведения безналичных расчетов пункт 2 постановления № 924/16 дополняется подпунктом 2.11, которым предусмотрено право индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, организаций потребительской кооперации установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие прием к оплате только бесконтактных банковских платежных карточек, в том числе внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», международных платежных систем Visa и MasterCard, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, с регистрацией операций при использовании указанных банковских платежных карточек по технологии радиочастотной идентификации.

Справочно. Такое решение позволит оптимизировать расходы указанных субъектов хозяйствования и организаций потребительской путем использования новой технологии международной платежной системы Visa – Tap To Phone, для использования которой допускается использовать смартфон в качестве платежного терминала. При этом субъекты хозяйствования практически не ограничены в выборе устройства, которое заменит им платежный терминал. Это может быть мобильное устройство любой ценовой категории с системой Android 7.0 и выше и NFC-чипом.

Указанная норма вступает в силу после официального опубликования постановления № 647/11 – с 18.11.2021

  1. Также в целях сокращения расходов организаций потребительской кооперации постановлением № 647/11 с 18.11.2021 предусмотрена возможность использования одного платежного терминала при осуществлении одной организацией потребительской кооперации розничной торговли в нескольких торговых объектах, расположенных на площадях одного здания. При этом такой организацией должна быть обеспечена возможность доставки платежного терминала к держателю банковской платежной карточки непосредственно в торговый объект, где производится оплата товара при использовании банковской платежной карточки.
  2. Для обеспечения защиты прав покупателя (потребителя) постановлением № 647/11 с 18.11.2021 предусмотрена обязанность кассира при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), после выполнения на кассовом оборудовании операции регистрации факта возврата денежных средств выдавать покупателю (потребителю) сформированный на кассовом оборудовании документ, подтверждающий совершение операции регистрации факта возврата денежных средств.
  3. В целях удовлетворения потребностей покупателей в получении электронных документов, сокращения расходов субъектов хозяйствования, связанных с приобретение расходных материалов для функционирования кассового оборудования постановлением № 647/11 закрепляется возможность выдачи покупателю (потребителю), при его согласии, платежного документа только в электронном виде путем его направления, например, на предоставленные покупателем (потребителем) абонентский номер либо адрес электронной почты.

Указанная норма вступает в силу в отношении использования программных касс через шесть месяцев после официального опубликования постановления № 647/11 – с 18.05.2022, в отношении кассовых аппаратов через девять месяцев после официального опубликования постановления № 647/11 – с 18.08.2022.

  1. В целях конкретизации места нахождения (установки) и использования кассового оборудования, а также обеспечения достоверной информации и учета кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО), в том числе о выручке субъектов хозяйствования в разрезе торговых объектов, постановлением № 647/11 с 18.11.2021 предусматривается уточнение пунктов 17 и 25 Положения № 924/16, согласно которому в СККО помимо места установки кассового оборудования должна содержаться информация о месте их использования.
  2. С учетом практики функционирования института программных касс в Республике Беларусь постановлением № 647/11 предусматривается возможность отзыва комиссией по оценке оператора программной кассовой системы, программной кассовой системы и программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям заключения о соответствии оператора программной кассовой системы и (или) программной кассовой системы и (или) программной кассы предъявляемым требованиям в случае несоответствия оператора программной кассовой системы и (или) программной кассовой системы и (или) программной кассы таким требованиям.

Данная норма вступает в силу через восемь месяцев после официального опубликования постановления № 647/11 – с 18.07.2022 г.

Постановление № 647/11

Презентация

Источник: nalog.gov.by