Вниманию владельцев Интернет-магазинов!
Все больше белорусов отдают предпочтение онлайн-покупкам. По информации Министерства антимонопольного регулирования и торговли в Беларуси зарегистрировано почти 30 тыс. интернет-магазинов. Все эти организации обрабатывают большой массив персональных данных покупателей, вместе с тем, далеко не все из них не уделяют должное внимание работе с личной информацией клиентов.
Ранее Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь (НЦЗПД) рассказывал о фактах утечек персональных данных в ряде торговых сетей, обработке данных удаленных банковских карт, а сегодня собрали топ-5 самых распространённых нарушений в части обработки данных в работе интернет-магазинов. Он составлен по результатам проводимых Национальным центром защиты персональных данных проверок, а также по фактам поступающих от граждан жалоб и обращений.
- Звонки и рассылка клиентам/покупателям с рекламными, акционными предложениями товаров, услуг без согласия на это. Это незаконно.
- Отсутствие свободного характера согласия. При оформлении карт лояльности некоторые торговые сети берут общее согласие на несколько не связанных между собой целей, включая в него направление рекламной рассылки. Такое согласие не является свободным, его получение не соответствует требованиям законодательства о персональных данных.
- Избыточность обработки персональных данных. Отдельные торговые сети для оформления карт лояльности истребуют сведения об идентификационном номере, фактическом месте проживания, поле и образовании физического лица, наличии детей, автомобиля, домашних питомцев. Эти данные являются избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. При этом, в согласии не отражаются права граждан, связанные с обработкой персональных данных, механизм их реализации, а также последствия дачи согласия или отказа от его предоставления. Не разъясняется кому и для каких целей эти данные будут передаваться. Более того, у ряда интернет-магазинов и вовсе отсутствует политика обработки персональных данных на сайте.
- Персональные собираются операторами из открытых источников, в том числе из взломанных баз данных. При этом такие операторы не могут подтвердить, что эти сведения были распространены самим человеком или с его согласия. Использование такой информации является нарушением.
- Отсутствие необходимых знаний у работников. Многие сотрудники, обрабатывающие персональные данные, не знают законодательства, не ознакомлены с политикой конфиденциальности и иными локальными документами. Специалисты, ответственные за внутренний контроль за обработкой персональных данных, во многих случаях не обучены, не обладают необходимыми знаниями для защиты персональных данных. Работа с такой информацией организована формально и с нарушениями.
Национальный центр защиты персональных данных обращает внимание руководителей интернет-магазинов, что Центром проводятся плановые, внеплановые и камеральные проверки деятельности операторов. Так, в настоящее время завершена проверка одной из крупных торговых сетей, оператором проводится работа по устранению выявленных нарушений.
С учетом того, что каждая четвертая поступающая жалоба от граждан указывает на нарушения при обработке персональных данных в сфере торговли и услуг, Центром будет уделяться особое внимание проведению контрольных мероприятий по соблюдению законодательства о персональных данных операторами данной сферы, в том числе в работе интернет-магазинов.
НЦЗПД обращает внимание владельцев интернет-магазинов, обрабатывающих (в том числе хранящих) персональные данные не менее 10 тыс. физических лиц, на необходимость обязательного обучения лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, в Национальном центре защиты персональных данных.
За непринятие обязательных мер обеспечению защиты персональных данных предусмотрены ответственность и наложение штрафа.
Источник: cpd.by